Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы

Причиной нарушения экологического равновесия служит потребительское отношение людей к природе. Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой -это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, воспитание любви к природе, чувства ответственности, а не просто ознакомление с природными объектами и явлениями.
Любовь к природе - великое чувство. 
Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. 
Любить природу может лишь тот, кто знает и понимает ее, глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. 
Природа - наш край родной, земля, которая нас кормит. Что бы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, изучить ее язык, беречь ее богатство, нужно с детства прививать любовь к ней.
В соответствии с п. 2 ФГОС ДО образовательная область "Познавательное развитие" предполагает "... формирование представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы". В образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" уделяется внимание "... развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы".
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: 
 Растениями;
 Животными, их средой обитания;
Предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. 
Экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, где есть экологически значимые объекты, с помощью которых создаются условия для воспитания дошкольников в природном окружении. 
"Экологическая тропа" качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Цель - создание благоприятных условий на участке детского сада для формирования у дошкольников первичных представлений о малой родине, о взаимодействии человека с природой. 
Задачи
• Знакомить с разными объектами живой природы;
• Развивать познавательный интерес к растениям, выделять их характерные признаки;
• Оздоравливать детей средствами природы;
• Формировать чувство близости и переживания ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе;
• Развивать у детей познавательного интереса к миру природы, чувства ответственности за ее сохранность. 
Экологическая тропа располагается на территории детского сада и включает в себя тематические этапы. Данные этапы имеют свое название и тематическое оснащение, которое позволяет проводить исследовательскую, образовательную и воспитательную деятельность.
Могут быть такие этапы, как:
·«Хозяин экологической тропинки Дорофей»
·«Метеостанция»
·«Альпинарий»
· «Водоем»
· «Зеленая аптека»
· «Цветник»
· «Мини лаборатория»
· «Во саду ли, в огороде»
· « Сказочное Подворье»
· «Тропа здоровья»
Например, на этапе "Метеостанция" у детей формируется представление о работе флюгера, и определению направления ветра по флюгеру. Формируется представление о работе ветряного рукава, термометра, барометра. Формируется начальное представление движения облаков. Закрепление знаний о свойствах снега: в морозную погоду, в теплую. Определение зависимости движения облаков от силы ветра, определение зависимости температуры от высоты подъема солнца, сравнение песка, глины и чернозема после дождя.
С помощью этапа "Альпинарий" можно обучить детей различать и называть растения альпинария (хоста, очиток, молодило и т.д.). Познакомить с насекомыми альпинария (бабочка, пчела). Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Дети получат знания о жизни насекомых в зависимости от времени года. Систематизируем знания о способах передвижения, сформируем представления о их пользе. Закрепить понимание взаимосвязи растений с окружающей средой (солнце (свет), вода, тепло, почва).
Мы ознакомились с литературой по данному вопросу, проанализировали возможности нашей территории, и на схеме представили возможное расположение этапов на территории нашего детского сада.
Мы посовещались и пришли к выводу, что в этом году реально организовать следующие этапы:
«Хозяин экологической тропинки Дорофей»
«Метеостанция»
«Цветник»
«Во саду ли, в огороде»
На 2017-2018 год мы планируем: «Зеленая аптека», « Сказочное Подворье», «Тропа здоровья». 
В перспективе нашей работы: «Альпинарий», «Водоем», «Мини лаборатория».






Комментариев нет:

Отправить комментарий